В канун дня Победы в Волгограде после двухнедельной реконструкции открылась улица Мира – любовь и гордость волгоградцев, символ возрождения. Это первая городская улица, восстановленная после войны практически полностью. Говорят, здесь трудились военнопленные немцы (привезенные с других фронтов), для которых специально по такому случаю соорудили маленький концлагерь.
А еще рассказывают, что согласно проекту на площади Павших борцов собирались построить 40 или даже 50-этажный Дворец Советов. Об этих и других секретах ИНТЕРу рассказал член Союза архитекторов России, член Президиума совета Российской ассоциации реставраторов Сергей Сена.

Немецкий след

– Волгоградцам и гостям города обычно говорят, что улица Мира после войны была проложена заново, — говорит Сергей Сена. – Действительно, до войны в Сталинграде такой улицы не существовало.. Война смешала всю прежнюю ориентацию, не сохранив Царицынскую радиально-дуговую  сетку кварталов, улиц, площадей, открыв свой счет времени. И лишь немногие знают, что новым стал лишь участок – от Главпочтамта до библиотеки им. Горького. Это всего 420 метров из общей протяженности улицы в 1400 метров, но именно они вошли в историю под брендом улицы Мира.

Если взглянуть на карту довоенного Сталинграда, то все становится понятным: нынешняя улица Мира вобрала в себя две царицынские улочки – Ломоносовскую и Саратовскую. Появление Планетария остановило ход этих улиц, замкнув их движение.

– Восстановление Сталинграда шло согласно детальному проекту застройки центра города, разработанного в 1946 году под руководством двух видных архитекторов – Василия Симбирцева и Каро Алабяна, – продолжает Сена. – Первой в конце 40-х годов была запроектирована улица Ленина, и за 1947-1951 годы застройка ее была завершена. Одновременно началось восстановление участков лежащей в развалинах улицы Саратовской, только в 1950 году переименованной в улицу Мира. Венцом этого уличного ансамбля стали здания Драматического театра (перестроенного из дореволюционного Дома науки и искусства в 1952 г.), планетария (1954 г.) и Главпочтамта (1953-1955 гг.).

Над обликом улицы Мира в Сталинграде – Волгограде трудились выдающиеся зодчие – цвет советской архитектуры. Органично дополняло архитектурный облик улицы ее озеленение и благоустройство, выполненное с применением малых архитектурных форм «восстановительного» периода советской архитектуры, в первую очередь, фонарей (часть из которых сохранилась на площади Павших борцов), ворот в проездных арках, оград дворовых территорий.

Комплексное благоустройство улицы, выполненное в конце 70-х годов по проекту инженера (сегодня его назвали бы «ландшафтным архитектором») В. К. Мудрякова очень тактично ввело в пространство газонов ценные породы деревьев, кустарников и мощение из гранита. Единственной утратой улицы стал демонтаж массивных фонарных столбов, но об этом еще можно поспорить.

– Еще один «секрет», который хранит улица Мира, – это пять довоенных зданий, чудом уцелевших после войны, и даже одно дореволюционное – бывший Дом науки и искусства, после – Драматический театр, который сейчас называется НЭТом, – поясняет Сергей Сена. – А в домах, которые сохранились после бомбежек, и по сей день живут люди. Архитекторы того времени лишь подкорректировали внешний облик этих зданий, вписав их в общий архитектурный ансамбль. Кстати, нынешний лицей №5 – это тоже здание довоенной постройки.

Над воссозданием облика улицы Мира трудилась целая команда видных архитекторов. Самым известным, пожалуй, был Ефим Левитан, под руководством которого был построен почтамт, несколько жилых домов, он же принял участие в создании комплекса застройки площади Павших борцов и Аллеи Героев. А великолепные образчики сталинского неоклассицизма – гостиницы «Волгоград» и «Интурист» – дело рук не менее прославленных архитекторов Куровского и Гольдмана.

Их работа была по достоинству оценена в конце 90-х годов прошлого века, когда вся застройка улицы Мира – а это 19 зданий! – была официально признана объектом культурного наследия, а сама улица – вошла в число памятников градостроительства.

– Несмотря на явную нестыковку в датах, эта улица стала именоваться первой воссозданной после войны потому, что именно она была первой закончена в комплексе, – говорит Сергей Сена. – Хотя, если взглянуть на город 1950 года, мы увидим, что на улице Мира оставалось еще множество «дыр», которые заполнялись намного позже.

Так, уже после официального «открытия» улицы Мира на ней появились библиотека имени Горького, станция междугороднего телеграфа и «хрущевка» напротив Сурского сквера. Собственно, понять, что эти здания не соответствуют общему духу улицы, можно уже по их внешнему виду – слишком велика разница между творениями Левитана, Симбирцева, Синявского и плеяды других архитекторов и их последователями времен Хрущева и Брежнева.

– Интересно, что, к примеру, здание музыкального училища Ефим Левитан достраивал уже совсем «поздно», в 1958 году, когда в архитектурном фаворе были типовые, безликие хрущевские дома, – говорит Сена. – Но гению Левитана хватило мудрости и умения, чтобы выдержать строительство училища искусств в нужном тоне, не сбиться на архитектурную моду того времени, а гармонично вписать новое строение в общую атмосферу улицы.

Дом Советов, или Дорога к храму

Не менее интересна и судьба площади Павших Борцов, которая является «кульминацией» улицы Мира. Дело в том, что до сих пор этот участок улицы считается недостроенным, хотя планы его застройки вынашивались уже в конце 60-х годов.

– По мысли властей тех времен, на площади должно было появиться огромное здание – Дом Советов, – рассказал Сергей Сена. – Был даже объявлен всесоюзный конкурс на лучший проект Дворца. Среди проектов были, как мы бы сейчас их назвали, модернистские.  Однако предпочтение было отдано команде волгоградских архитекторов, которые представили на конкурс свои идеи, выдержанные в соответствии с политической конъюнктурой того времени.

Будущий Дом Советов представлял собой невероятную для той поры высотку (примерно 40-50 этажей), которая сочетала в себе и элементы скульптуры: середину «свечки» опоясывала лепнина – барельефы видных политических деятелей. Подобные «головы», кстати, можно увидеть на здании Волгоградского госуниверситета и бывшего Дома политпросвещения. Между тем, работы других участников, присланных на конкурс, были более современны, так что, будь они воплощены в жизнь, они бы вписались в современный облик города с его стремительными, летящими и подчас вызывающе смелыми архитектурными конструкциями.

Однако по непонятным причинам Дом Советов так и не был построен. Сергей Сена считает, что все объяснялось просто – у партийных боссов просто не хватило денег на финансирование строительства. К слову, в это же время шло строительство гостиницы «Октябрьская»: и ведь вместо спроектированной В. Я. Даниловой 7-этажной высотки возникло 4-этажное здание. Три недостающих этажа пришлось «срезать» – опять же в связи с отсутствием средств.

– Тем не менее, незавершенность площади сыграла на руку будущему облику города, – размышляет Сена. – Вы знаете, как иначе называют Аллею героев, которая и заканчивается площадью Павших Борцов? Дорога к храму… А ведь могла быть – дорогой к бизнес-центру, потому что в нынешних условиях этот самый Дом Советов потерял бы свое идеологическое предназначение и превратился бы в банальное офисное здание.

 


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here