Если компромисс не будет найден, рынок бытовых услуг в областном центре сократится до минимума, а сами услуги подорожают, по оценкам предпринимателей, примерно в три раза.

Кризис многих заставил изменить привычки: если вчера мы предпочитали покупать новое, то теперь стремимся сберечь старое. Люди потянулись в ателье, мастерские по ремонту обуви и бытовой техники. Но проблемы могут возникнуть и здесь: рынок бытовых услуг в Волгограде лихорадит с начала года, большинство имеющихся предприятий оказались под угрозой закрытия. Причина — принятое в конце прошлого года Волгоградской гордумой решение о повышении арендной платы за пользование муниципальными нежилыми помещениями. В разрезе бытовых услуг речь идет преимущественно о подвалах, но и эти далеко не самых комфортные помещения могут ощутимо подорожать.

Этот вопрос предприниматели, представители власти, общественники обсуждали среди прочих на публичных слушаниях 26 марта, о которых «ИНТЕР» писал в №12 от 26.03.2015 г. (статья «Ставка на бизнес»). На прошлой неделе разговор о судьбе бытовых услуг в Волгограде продолжили за круглым столом в «ИНТЕРе».

На этот разговор предприниматели просили пригласить председателя комитета Волгоградской городской Думы по муниципальному имуществу, землепользованию и градостроительству Алексея Зверева. Редакция отправила ему приглашение, также состоялся устный разговор с Алексеем Викторовичем. «ИНТЕР» выразил готовность согласовать встречу с его рабочим графиком. Остается только сожалеть, что народный избранник не нашел времени или не захотел прийти на встречу с предпринимателями и представить через СМИ точку зрения муниципальных властей на озвученную тему. Между тем вопрос касается большинства жителей миллионного города — если компромисс не будет найден, рынок бытовых услуг сократится до минимума, а сами услуги подорожают, по оценкам предпринимателей, примерно в три раза.

Ольга Щеблыкина:

— У нас ателье по ремонту и пошиву верхней одежды в Центральном районе Волгограда. Если аренду поднимут в три раза, как планируют, придется закрыться. Наверное, депутаты при принятии решения не учитывают всей полноты картины. Вырастет аренда — возрастет НДС. Коммуналка для нас, арендаторов, уже значительно подорожала: так, плата за тепло повысилась с января на 40 процентов. Кроме того, возникает вопрос: почему плату поднимают в разы, но условия не улучшают? Никто не учитывает, сколько арендатор вложил в поддержание помещений в рабочем состоянии. Мы за свой счет здесь делаем ремонты, проводим электричество, ставим охранную сигнализацию. Подсчитывали: с учетом всех расходов стоимость одного квадратного метра в арендуемых муниципальных подвалах в центре Волгограда получается не 40-50 руб, а 450 руб., что равносильно и даже выше стоимости коммерческой аренды в Волгограде.

Татьяна Мартыненко:

— Кто идет работать в сферу бытовых услуг? Обычно, это женщины и мужчины среднего возраста, которым, как правило, больше идти некуда. Молодежь нашими заработками и условиями труда не прельстишь. Попробуйте высидеть по 10-12 часов в день в помещении без окон. У нас, например, трикотажное ателье, и порой бывает, что зарабатываем по 10 тысяч в месяц. Бытовые услуги — это работа руками, а не торговля, о большой прибыли здесь нечего и мечтать.

Когда бывший хозяин нашего ателье в этом убедился, он его закрыл, а мы, трое мастеров, оказались на улице. В центре занятости мне, модельеру-конструктору, предлагали вакансии уборщицы. Что было делать? Мы втроем решили рискнуть: закупили оборудование, заключили долгосрочный договор аренды с муниципалитетом.

Нам досталось бывшее бомбоубежище без окон, разделенное на две половины. Одну половину мы привели в порядок, начали работать, но плату вносим за всю площадь. О развитии речи не идет: нам удается только выходить в ноль или срабатывать с минимальной прибылью. Но тем не менее у нас есть работа, наши услуги востребованы, люди нам благодарны. Если же арендная плата повысится, то придется закрываться. Мы — заложники ситуации: если кто-то может шить на дому, то трикотажное ателье дома не разместишь, оно требует промышленного оборудования.

 Ольга Щеблыкина:

— Если значительно поднимем расценки — люди откажутся от наших услуг. Куда пойду работать в случае закрытия ателье, не представляю… Я по образованию инженер, но когда предприятия в Волгограде стали закрываться, пришлось искать что-то другое. Я не из тех, кто мечтал об открытии собственного дела, просто другого выхода не было. А сейчас, когда появился опыт и знания, могла бы уже и больше людей принять на работу в ателье, и обучить их. В сезон спрос на наши услуги высокий. Но уже четвертый год подряд бытовиков лихорадит в связи с изменением арендных ставок, и ни о каком расширении говорить не приходится. Нам приходится месяцами ходить по чиновникам и депутатам, чтобы каждый год доказывать: при резком увеличении арендной платы предприятия бытовых услуг не выживут. Нам идут навстречу, а на следующий год все повторяется снова.

Наталья Шелехова:

— Мы не жалуемся на жизнь и субсидий у властей не просим. Понимаем, что арендная плата будет расти, но ее уровень должен быть сопоставим с уровнем инфляции. Мы же видим, что такие, как наш, подвалы, спросом у предпринимателей не пользуются: рядом с нами уже несколько лет пустуют пять помещений, аналогичная ситуация у многих наших коллег.

Юлия Федорова:

— Когда мы обсуждаем ситуацию с властями, то слышим в ответ: в конце года будут ясны последствия принятого решения, тогда сможем делать выводы. Но я хочу сказать сразу: многие бытовики просто уйдут в тень. Например, я сейчас работаю в своем ателье одна, арендую подвальное помещение в Центральном районе города. Я  его отремонтировала, а по соседству со мной обитают бомжи. Меня сначала уведомили, что аренда повысится в 7,5 раз. Потом мы узнали, что еще в 2013 году некая иногородняя фирма некорректно провела оценку ряда муниципальных помещений, и потому для ряда помещений будет проведена новая оценка. Я попала в число тех 64 бытовиков, кого это касается. Так вот, после новой оценки меня предупредили, что аренда увеличится втрое. В таком случае мне все равно придется уйти. Будет выгоднее и проще  снять квартиру, закрыть ИП и работать на себя, как это делают многие.

Елена Завидова:

— У меня ателье находится в Ворошиловском районе Волгограда. Договор аренды с муниципалитетом заключали на 10 лет, рассчитывая, что за такой срок понемногу приведем помещение в порядок, сумеем встать на ноги, благо, арендная плата невысокая. В прошлом году аренда стоила для нас 5400 рублей, сейчас речь идет о 14 тысячах. С учетом всех накладных расходов нас стало ясно: дело придется закрыть.

Татьяна Шибченко, руководитель областной общественной организации «Волгоградский центр защиты и развития бизнеса «Дело»:

— Президент Владимир Путин в своем прошлогоднем послании  Федеральному Собранию подчеркнул важность развития малого бизнеса. И поставил задачу: на всех уровнях власти создавать условия для развития предпринимательства.

Уместно напомнить, что в экономике европейских стран доля налоговых поступлений от малых и средних предприятий составляет порядка 80 процентов, в нашей стране — примерно 20 процентов. Волгоградская область в этом плане не исключение. Также стоит отметить, что малый бизнес — это дополнительные рабочие места, а проблема с безработицей в Волгограде становится все острее.

На этом фоне решение Волгоградской городской думы о  повышении арендной платы за пользование муниципальными нежилыми помещениями выглядит, по моему мнению, непродуманным и недальновидным. Почему такие важные шаги делаются без учета мнения  самих представителей малого бизнеса? Почему народные избранники работают в закрытом режиме и остаются недоступными для широкой общественности?

Основной аргумент, который мы слышим, касается необходимости пополнения бюджета. Это, безусловно, важно, но давайте просчитаем: какое количество муниципальных помещений является невостребованным и приносит городской казне убытки? На этом фоне поставить на грань уничтожения тех предпринимателей, которые помещения эффективно используют, не уходят в тень, платят налоги, обеспечивают себя и других работой — в корне неправильно.

Эту мысль и сами предприниматели, и общественные организации, которые занимаются защитой их прав, пытаются донести до властей города с начала года. 30 января, например, встреча по этому поводу состоялась с главой Волгограда Алексеем Косолаповым. Вопрос мы обсуждали и в гордуме, и в городском департаменте муниципального имущества. Наше предложение: поднять стоимость аренды для бытовиков на 30 процентов. В таком случае и предприниматели смогут продолжить работу, и бюджет получит дополнительные поступления. Однако время идет, а ситуация не меняется.

«Главное сейчас — дать гражданам возможность раскрыть себя. Свобода для развития в экономике, социальной сфере, в гражданских инициативах — это лучший ответ, как на внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы. И чем активнее граждане участвуют в обустройстве своей жизни, чем более они самостоятельны, как экономически, так и политически, тем выше потенциал России….Предприниматели справедливо говорят о необходимости стабильного законодательства и предсказуемых правил, включая налоги. Полностью с этим согласен. Предлагаю на ближайшие четыре года «зафиксировать» действующие налоговые условия. И к этому вопросу больше не возвращаться. Не менять их.»

(Из послания президента В.В.Путина Федеральному собранию, 2014 г.)


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here