Горе-фермер оставил местное население и власти расхлебывать последствия его хозяйственной и коммерческой деятельности.

«Горит под ногами донская земля…» Эту отчаянно горькую фразу обронил один из участников ликвидации первых вспышек АЧС в Кумылженском и Серафимовичском районах в 2010 году, когда в разгар летней жары сжигали туши «отчужденных» свиней. В марте этого года заполыхали они в Руднянском и Жирновском районах.

 Очаг беды

3 марта была зафиксирована первая в этом году вспышка АЧС: в Раздорском охотозаказнике (на границе Фроловского, Михайловского и  Даниловского районов) обнаружили туши павших кабанов. Лабораторный анализ подтвердил опасения: АЧС.  Карантинные меры ограничились запретом на территории трех районов вывозить и продавать свиней.

5 марта в селе Козловка Руднянского района на частном подворье установлен факт падежа двух свиней на личном подворье. Всероссийский НИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии (г. Покров Владимирской области)  подтвердил предположительный диагноз волгоградской ветлаборатории: АЧС.

В радиусе 10 км от села Козловка (в селах Лемешкино, Бородаевка, Крутое, хуторах Осички, Ягодный) установлен карантин в режиме первой угрожаемой зоны, где уничтожению подлежит все поголовье: около двух тысяч свиней. В соседних районах установлен режим второй угрожаемой зоны, где продажа и вывоз свиней и продуктов переработки запрещен.

20 марта стало известно о падеже свиней в личном подсобном хозяйстве в селе Андреевка Жирновского района.

Диагноз: АЧС 

Установленный радиус угрожаемой зоны – 15 км: Жирновск, Линево, Мирный, Александровка, Андреевка, Нижняя Добринка, Меловатка, Тарапатино, Новая Бахметьевка, Медведица, хутор Журавка Жирновского района; поселок Садовый, села Новокрасино, Подкуйково, Баранниково, Егоровка-на-Медведице, Осички, Бородаевка, Лемешкино Руднянского района.

Во второй угрожаемой зоне оказались Еланский, Жирновский, Камышинский, Котовский, Руднянский районы и Камышинский городской округ.

Свинское дело

При проверке подворья жителя Андреевки, где анализы показали у павших свиней вирус АЧС, вместо официально зарегистрированных 52 голов в наличии оказалось 35. Как объяснил хозяин, остальные поросята сдохли.  Где тушки – как они утилизированы? Хозяин пояснил, что скормил их собакам. Местные жители, сомневаясь в том, что он регистрировал поросят, не исключают, что недостающие свиньи были забиты для продажи. Хозяин не только выращивал скот – покупал его на стороне и торговал мясом в Жирновске. Между прочим, добавляют, что в хуторе Козловском живет его родственница. Так что вопрос, не от андреевского ли подворья (где по некоторым свидетельствам, падеж свиней начался в феврале) вирус появился в Козловском, предстоит выяснить следствию. Что, надо полагать, будет непросто, поскольку хозяин подворья скрылся. Как предполагают местные жители, скорее всего, уехал на родину в Азербайджан, оставив местное население и власти расхлебывать последствия его хозяйственной и коммерческой деятельности.

Отчудили

В Козловском сельском поселении Руднянского района уничтожена 421 голова. Жители соседнего Осичковского, уверяя, что у них ни одна свинья не сдохла – все здоровы, умоляли сократить зону отчуждения с установленных 10 км до 5. Не убедили. В итоге здесь уничтожено 714 свиней. Уцелели лишь свиньи хутора Баранниково, не попавшего в первую угрожаемую зону. В связи со вспышкой в хуторе  Андреевском Жирновского района и они – 67 голов — подлежат уничтожению.

— У меня было 43 головы свиней, — говорит местный житель. — Остались с десяток кур и несколько кроликов. А детей надо учить, в люди выводить. На развитие «альтернативного скотоводства» обещают выдать в качестве «подъемных» около 10 тыс. руб. На них не только теленка – хорошей овцематки не купишь…

У фермера Михаила Гаценко из хутора Осички «отчудили» 522 головы.

— Опустели, — сдержанно объясняет, — мои корпуса, маточник, в которые вложены двадцать лет ежедневного труда — без выходных, от  рассвета до заката. Когда поросят забивали, я ушел. Нормальному человеку на это смотреть – можно сойти с ума.

— Что дальше?

— Если хозяйство не держать, чем в деревне жить? И – зачем?  Все больше людей не видят в этом смысла. После пожара 2010 года, когда в Осичках 80 домов сгорело, только 34 семьи погорельцев, заселившись в построенные дома,  остались в хуторе, остальные, получив компенсации, уехали. В основном в города.  Я здесь родился и вырос. И – не собираюсь уезжать. Буду покупать бычков, телочек – все начинать сначала.

— Надеетесь на обещанные на обзаведение деньги?

— Нет. Постановление об этом прочитал и выкинул — пустое. Дай Бог, чтобы компенсацию за свиней выплатили…

 На опережение

В Александровском сельском поселении Жирновского района отчуждение еще в процессе.

— Вот… Две женщины пришли. Плачут… — прервал наш разговор глава поселения  Руслан Алекперов.

Впрочем, в Александровке, и даже в Андреевке, не все плачут. Многие действовали на опережение: еще когда в Козловском обнаружили АЧС,  начали забивать своих, ставших невыездными, свиней на тушенку.

Отходы, как полагается, под надзором ветслужбы, вывозили в специальную яму и сжигали. Когда после 20 марта по дворам пошли комиссии, в Андреевке насчитали лишь 45 подлежащих отчуждению голов, в Александровке – 43. Отчуждение не накрыло хутор Большая Князевка. В ней свиньи – 60 голов – уцелели.  Но, поскольку вывозить и продавать свинину нельзя, и они, скорее всего, пойдут на личное потребление и про запас на тушенку.

Свиньи на ветер

Кстати, когда в начале 70-х годах прошлого века случилась вспышка АЧС в Одесской области (предположительно завезенная с Кубы), очаг быстро ликвидировали, забив все свинопоголовье. Туши не сжигали: поскольку вирус для человека не представляет опасности, притом погибает при температуре 70 градусов, переработали их на тушенку для армии.

— Я пробовал – замечательная была тушенка, — рассказал мне житель Серафимовичского района. – С 2007 года, когда вирус АЧС перекочевал в Россию из Грузии, где он появился вскоре после того, как рядом с Тбилиси заработала американская военная микробиологическая лаборатория, было ясно, что это надолго. Почему, чтобы не сжигать свиней, а с ними огромные деньги, не создали мобильные комплексы по их переработке? Потому что никому до этого дела нет. Свиньи-то горят – населения, деньги выплачивают – не чиновников кровные, а государственные…

 

 


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here