О семьях тех, кто сражается за независимость Донбасса
«Жди меня, и я вернусь, только очень жди» — это стихотворение-молитва Константина Симонова стало одним из символов Великой Отечественной войны. Говорят, что в окопах нет атеистов, но советский солдат был лишен Бога государством, и ни обращение Сталина «Братья и сестры…», ни символический облет с чудотворными иконами мест важнейших сражений не мог одномоментно вернуть веру, которая до этого вытравлялась годами. Поэтому на столь большую высоту поднимались связи между людьми, поэтому столь пронзительно звучат и по сей день эти слова: к кому мог еще обращаться воин, как не к любимой?

Но кто мог представить, что спустя 70 лет эти строки вновь станут актуальны? Потомкам победителей фашизма и в страшном сне не могло присниться, что война опять станет реальностью. Однако на поколение внуков выпал конфликт в Новороссии. Да, сегодняшнее воинство идет в бой, в том числе, и за веру православную, но в чем-то и наше общество потеряло по сравнению с серединой 20 века. Появились новые соблазны: так, со стороны добровольцев не прекращают звучать упреки в адрес тех мужчин, которые не пошли защищать родину и предпочли выехать в Россию. И роль женщины, ее поддержки в подобной ситуации трудно переоценить.
«ИНТЕРу» удалось познакомиться с семьей из Славянска, где ни у кого из ее членов даже не стоял вопрос: стоит ли защищать свою землю. Сейчас по истечении первого года войны в Новороссии корреспондент издания задал им вопрос: каково это сегодня — ждать мужчину с войны?

«Журналисты — только дяди»
— Кто эта тетя? — спрашивает у мамы и бабушки маленькая Саша, когда я захожу в их комнату в одном из пунктов временного размещения Волгограда.
— Тетя — журналист, — отвечает мама Ирина.
— Журналисты — это дяди, — со знанием дела говорит ребенок.
— Чем же тебе не угодила журналист женщина? — интересуюсь я.
— Просто за время событий в Славянске, потом в Славяногорске, в российском Донецке, да уже и здесь, ребенок привык видеть мужчин-журналистов, — объясняет бабушка Мария. — Ну, и по папе, конечно, скучает.
На самом деле, семья Марии переживает уже вторую войну. Когда-то ей пришлось, схватив в охапку маленькую дочку, бежать из Баку. Кстати, это не первая такая семья, с которой сталкивается «ИНТЕР»: многие, спасаясь от конфликтов 90-х на постсоветском пространстве, уезжали в казавшуюся тогда очагом спокойствия и благополучия Украину. Кто же знал, что все так обернется?
— Мы вообще-то хорошо жили, мне кажется, лучше, чем в России, — рассказывает бабушка. — Зарплаты почти такие же, как у вас, а цены ниже. Донбасс ведь очень богатый регион.
Ирина со своим будущим супругом Кириллом познакомилась в 2007 году.
— Обычная молодежь, отдыхали в баре, он со своей компанией, я со своей, — говорит она, демонстрируя семейные фото. — Только через полчаса после знакомства он сказал мне, что я буду его женой. На что я ответила: ну подожди, давай хоть немного повстречаемся.
Поженились они примерно через полгода. Жили стандартной жизнью, работали, как сейчас принято говорить на Донбассе, в мирных профессиях.
— А вот посмотрите, это мы на одном из матчей чемпионата Европы по футболу 2012 года, — на фото обычная семья болельщиков, совместно держащая желто-голубой стяг Украины. — Мы любили свою страну, а сейчас просто стыдно, что когда-то делали фото на фоне этого флага…

Год на фронте
Кирилл раньше был абсолютно мирным человеком, даже в украинской армии не служил. Хотя и хотел, но из-за проблем со здоровьем его не взяли. Однако с момента начала волнений на юго-востоке, примерно год назад, стал активно участвовать во всех акциях сторонников федерализации.
— Вообще-то ситуация ухудшалась уже года три, — рассказывает предысторию Мария. — Именно тогда стало известно, что иностранные компании будут разрабатывать в Донбассе месторождения сланцевого газа. Мы собирали подписи против, отправляли их в Киев, но всем было наплевать.
Хронология событий прошлого года всем хорошо известна, ее нет нужды пересказывать. Только в памяти большинства россиян отложилось, что активная фаза противостояния на юго-востоке Украины началась с захвата зданий горадминистрации и милиции в Славянске 12 апреля.
— Еще в марте мой зять ездил охранять воинские склады в Артемовск, чтобы их не захватили правосеки, — говорит Мария.
Затем вступил в ополчение, участвовал в самых жарких боях на Семеновке. Сама Мария в это время активно помогала ополчению, а Ирина с дочкой продолжали оставаться в воюющем городе.
— Я не могла заставить дочь уехать, — отмечает Мария. — В мае город обстреливали уже чуть ли не каждый день. И вот представляете, как только начинались обстрелы, Саша ложилась на пол и тут же засыпала, вот так организм ребенка реагировал на стресс.
Только 31 мая Ирина с дочкой после уговоров супруга выехали в Славяногорск. Еще примерно месяц они переезжали из одного города ДНР в другой, в зависимости от ситуации на фронтах. И где-то в конце июня выехали в российский Донецк, где встретились с матерью, которая последним автобусом сумела выбраться из Славянска и оттуда уже втроем отправились в Волгоград. Кирилла отпустили из армии, позволив вывезти семью в Россию, но после того как родные оказались в безопасности, он сразу же вернулся на фронт.

Встреча на Волге
— Последний раз мы виделись с ним после ранения, — рассказывает Ирина. — В ногу ему попал осколок и он приехал на лечение в Волгоград. Конечно, телефон спасает, стараемся созваниваться каждый день. Но там часто не бывает связи, и в такие дни вдвойне тревожно. И я к нему не могу съездить, мы же еще находимся в процессе оформления документов. А осколок ему тогда так и не вынули. Сказали, что будет только хуже.
Говорят, что история повторяется дважды, только в нашей стране она почему-то решила повториться как трагедия. Борьба с фашизмом, народное ополчение, мужчины, которым до конца жизни предстоит жить с осколками в теле, женщины, которым остается только ждать и молиться. Можно только надеяться, что после того как русские выиграют очередную войну, им наконец-то удастся выиграть мир…

Все имена героев публикации изменены по их просьбе.

Волонтеры Волгограда начали собирать помощь для нуждающихся города Ровеньки ЛНР. Контактное лицо — Вадим Филин, 8-960-885-19-50. Очередной сбор, организованный интернет-сообществом «Помощь беженцам Донбасса в Волгограде, Волжском!» пройдет 14 марта на площади Ленина в 12.00. Приносить по-прежнему можно вещи, но в приоритете сейчас продукты питания долгого хранения, бытовая химия, памперсы, детское питание, посуда. Координатор сборов — Татьяна Марченко, 8-927-519-29-59. Также «ИНТЕР» начинает сбор помощи для беженцев у себя в редакции. Список необходимого — тот же самый. Адрес «ИНТЕРа» ул. Рабоче-Крестьянская, 11 (рядом с Воршиловским торговым центром, магазин «МАН», 3 этаж).

Помощь краснодону 2
Помощь волгоградцев дошла до Краснодона
Помощь Краснодону 3
Помощь волгоградцев дошла до Краснодона
Помощь Краснодону
Помощь волгоградцев дошла до Краснодона

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here