социум таксиФраза из известной советской комедии: «Наши люди в булочную на такси не ездят» — сегодня не актуальна. В наши дни этим видом транспорта добираются и в магазин, и в пивную. На состоявшемся в минувшую субботу в Волгограде митинге таксистов один из его участников рассказывал: однажды его вызвал мужчина, который собрался отвезти в пункт сдачи собранные на помойках бутылки.
Некогда элитный вид транспорта становится все более народным. Но вызывая «шефа» с шашечками на авто, клиент меньше всего задумывается о том, почему «машинки», как их любят называть диспетчера, становятся опасными во всех отношениях.

Кто такой ДС
Стоимость бензина и запчастей на автомобиль неуклонно растет, а перевозки обходятся клиентам все дешевле. Именно против такого диспаритета цен и протестовали водители.
К импровизированной трибуне, разместившейся в сквере напротив «Царицынской оперы» (Краснооктябрьский район), прикреплены плакаты: «ДС — главные «бомбилы», «Водитель — раб ДС», «ДС — конкуренты общественному транспорту».
Кто этот «страшный враг» таксистов, поясняет заместитель председателя столичного межрегионального транспортного профсоюза (МТП) Алексей Смирнов:
— Диспетчерские службы, или так называемые сервисные центры, занимаются тем, что принимают заказы от клиентов и передают их водителям. Эти структуры никак не вписываются в российское законодательное поле, в рамках которого право на существование имеют только две стороны: пассажир и перевозчик. Тем не менее именно ДС диктуют цены на рынке таксоперевозок. Больше того, заинтересованные исключительно в собственной прибыли, они постоянно снижают стоимость услуг такси.
Местные водители своих фамилий не называют: опасаются репрессий со стороны ДС. Рассказывают: в 90-х годах прошлого столетия волгоградские таксисты попали в поле зрения криминальных структур. Работать в этой сфере могли только те, кто регулярно «отстегивал» бандитам. Поэтому когда в 2000-х в регион вошел сервисный центр, предложивший информационные услуги желающим зарабатывать перевозками, владельцы автомобилей потоком хлынули под его крыло.
Большинство, как и положено, получали статус индивидуального предпринимателя. Но когда ежегодные платежи в Пенсионный фонд России составили 36 тыс. руб., ряды ИП значительно поредели. Это стало первым этапом перехода таксистов на нелегальное положение. И с каждым годом число нелегалов растет.

Расчеты и просчеты
Молодой человек по имени Виталий делится своими расчетами:
— Цена посадки в такси обходится сегодня пассажиру в 50-75 руб. — столько же, сколько в 2006 году, когда литр бензина стоил 19 руб., буханка хлеба 12-14. Стоимость одного километра сегодня в среднем — 9 руб. Из общей суммы 17% мы отдаем диспетчерской службе. Бензин, ремонт автомобиля (зачастую собственного) — за свой счет. Из собственных средств мы должны оплатить техосмотр машины, ОСАГО, ежедневный предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр. При этом цены устанавливать не имеем права, а если не отдадим клиенту сдачу или завысим стоимость проезда — следуют репрессии. Сетевик может снять тебя с линии, закрыть твои позывные.
Водители признаются: при таких условиях они экономят в первую очередь на оформлении официального разрешения на работу. Вопрос о расходах на медосмотр снимается сам собой. На содержание автомобиля в технически исправном состоянии средства выделяются по мере возможности.
— Мы протестуем против того, что диспетчерская служба не дает водителю честно работать на такси, — добавляет другой водитель с почти 50-летним стажем. — Ведь если будем следовать закону, то окажемся в убытке.
— Раньше попасть на работу в таксопарк мог водитель со стажем не меньше пяти лет, — добавляет он, вспоминая советские времена. — Перед самостоятельным выездом на линию он проходил профессиональный инструктаж, две недели катался под присмотром опытного коллеги. Сейчас таксистом может стать любой, кто получил, а то и купил права. Машины выходят в рейс грязные, разбитые. Это принижает статус такси как транспорта повышенной комфортности, убивает цивилизованный рынок перевозок.

Машинку заказывали?
Но дело не только в утрате профессионального уровня. По мнению водителей, такси сегодня становится одним из самых опасных видов транспорта.
— При грабительских поборах со стороны ДС водитель, чтобы прокормить свою семью, вынужден работать до 20 часов в сутки, — говорит Алексей. — Спать приходится урывками, между вызовами. Где гарантия, что в таком состоянии водитель не уснет за рулем, не утратит бдительность? А на дороге порой играют роль секунды.
— Заключая договор с водителем, в ДС не спрашивают: здоров ли он, не проверяют: не состоит ли он на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере, — продолжает Сергей. — Между тем сегодня не редкость, когда родители отправляют на такси в школу своих детей. Отдают деньги, просят довезти до места, не подозревая, что ребенок может оказаться в опасности. Еще один момент: далеко не у всех таксистов есть детские кресла. Это ведь тоже дополнительные расходы…

Бомбилы
В числе других «пострадавших» — муниципальная, региональная и федеральная казна. И дело не только в том, что водители-нелегалы не платят налоги.
— Демпинговые цены на таксоперевозки приводят к тому, что этот, по сути, элитный вид общественного транспорта приравнивается к маршруткам, автобусам, трамваям и троллейбусам, — поясняет Александр. — Проехать пару остановок на такси для семьи из четырех человек сегодня дешевле, чем воспользоваться метротрамом, который из-за недостатка пассажиров дотируется из бюджетных средств.
— Может быть, в Волгограде реализуется городская программа по уничтожению общественного транспорта? — задал вопрос с трибуны зампредседателя межрегионального транспортного профсоюза Алексей Смирнов.
Между тем, по данным водителей, в сфере таксоперевозок вращаются огромные средства. Об их размере говорится в обращениях таксистов к городским и областным властям, в налоговые органы и в региональное ГУ МВД.
Нам удалось выяснить, что на каждой диспетчерской точке в день собирается около 150 тыс. руб. неучтенной «налички», — приводит названные в письмах цифры Александр, один из организаторов митинга. — Учитывая, что такие точки есть в каждом районе Волгограда и Волжском, общая сумма составляет ежедневно 1,2-1,3 млн руб. Водители, сдавая деньги, расписываются якобы в ведомости. Но этот документ не заверен печатью.

* * *
«ИНТЕР» попытался связаться с руководством компании «Везёт. Заказ такси», чтобы из первых рук узнать, насколько обоснованы подозрения водителей. В главном офисе фирмы нам ответили, что директор службы заказа такси «Везёт» Сергей Галайчук свяжется с нами, как только у него выдастся свободная минута. На момент сдачи номера в печать времени на общение с журналистами у Сергея Александровича, видимо, не нашлось.

В тему:
В день, когда в прессу просочилась информация о готовящемся митинге таксистов, на сайте облдумы о ситуации в транспортной сфере региона высказался председатель профильного комитета Дмитрий Калашников.
«Система общественных перевозок нуждается в значительных преобразованиях, — констатировал он. И дополнил: «Депутаты как представители власти готовы услышать тех, кто оказался в данной проблемной ситуации. Нет необходимости выходить на улицу, чтобы потом сесть за стол переговоров. Это можно сделать сразу».
— Надеюсь, что через год мы будем стоять здесь со счастливыми улыбками и благодарить городские и областные власти за то, что они помогли нам отстоять наши права, — сказал закрывая митинг Алексей Смирнов, зампредседателя межрегионального транспортного профсоюза. Волгоградские таксисты приняли решение войти в состав МТП.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here