разное гаданияСтароста храма святых мучеников Флора и Лавра г. Волгограда Максим Злобин сам обратился в редакцию «ИНТЕРа» после нашей публикации в рождественском номере «От Рождества до крещения — время волшебства». В ней среди прочего шла речь о том, что традиционно на святочной неделе многие гадают, как это было исстари на Руси. Обратившись в редакцию, староста храма настаивал: православная Церковь выступает категорически против любых гаданий, в том числе и шутливо-игровых. Кроме того, и некоторые другие привычные явления нашей жизни вроде сжигания чучела Масленницы в сырную неделю вовсе не так безобидны, как кажется.
В предверии Великого поста мы решили продолжить заданную тему и обратились с вопросами к бакалавру теологии Максиму Злобину.
— Максим Анатольевич, так что же такого опасного в гадании?
— Мы живём в XXI веке в христианской России, однако многое из того, чем мы живём, очень далеко от христианства, которое наши прародители приняли более 1000 лет назад. Так, недавно мы отметили праздник Рождества Христова, а уж вскоре после шумной сырной недели (в простонародье — Масленицы) 23 февраля вступим в Великий пост. И Рождество Христово, и сырная неделя (по-церковному седмица) – всё это христианские праздники, но оказывается, что и с Рождеством Христовым, и с подготовительной неделей к Великому посту до сих пор в нашем сознании связаны древние пережитки, от которых многие не хотят отказываться, считая их вполне безобидными и вполне приемлемыми. Так, многие из называющих себя православными христианами в святочные дни, последующие за праздником Рождества Христова, спокойно себе гадают, а на Масленицу провожают зиму, сжигая её чучело. Между тем, с православной точки зрения это совсем не безобидные действия и вот почему.
Гадание вне зависимости от того, когда оно проводится, на святочной неделе или в любое другое время – всегда дело небоугодное, ибо напрямую запрещено Божией заповедью. Так, в Библии мы читаем: «Не ворожите и не гадайте» (Книга Левит, глава 19, стих 26). Церковный канон (61 правило VI Вселенского собора) также запрещает гадания и предусматривает наложения епитимии (исправительного наказания) за такие действия. Даже особенности некоторых гаданий сами за себя говорят о своей антихристианской сущности, так как для своего совершения требуют снятия нательного креста, темного времени суток, нахождения в заброшенных и мрачных местах – на чердаках, в подвалах, на кладбищах.
— Но ведь большинство из нас гадает в шутку, в качестве игры…
— От шуточного гадания последствия будут такие же, как и от нешуточного. Благодаря таким действиям, которые запрещены Богом во имя нашей же пользы, человек вступает в контакт с прямо противоположной Богу силой – с миром падших ангелов, с демонами. Поэтому, как не бывает «черной» и «белой» магии, ибо всякая магия по определению чёрная и злая, так не бывает и хороших и безобидных гаданий.
— Что же делать, если очень хочется узнать своё будущее?
— Во-первых, знать наше будущее нам зачастую очень неполезно, так как мы вообще перестанем делать что-либо созидательное и будем сложа руки ждать исполнения обещанного. Во-вторых, спрашивать с помощью гаданий у демонов о своём будущем не только вредно, но и бесполезно, так как они, по учению Святых Отцов, не знают его наверняка, как знает его Бог. В-третьих, даже если вам и полезно узнать о своём будущем (нужно сказать, что бывают такие редкие случаи), тогда о нём следует спросить действительно сведущего человека, обладающего Богоданным даром прозорливости. Благо, во все времена в Православной Церкви сохранялись такие люди, которые на церковном языке называются Старцами. Есть они и сейчас, и если Богу будет угодно, вы обязательно узнаете о таком Старце и попадёте к нему на приём.
— Давайте обратимся к Масленнице. Чем опасно с духовной точки зрения сжигание чучела зимы? Это же традиция…
— Дело в том, что до Крещения Руси наши предки почитали силы природы вместо Творца и поэтому символом проводов зимы было сжигание чучела Масленицы. Но сегодня, когда мы являемся христианами, нам не подобает по-язычески праздновать эту неделю и тем самым предавать своего Творца. Церковь с древних времен, а с VII века уже в своих соборных постановлениях, категорически, под угрозой отлучения запрещает христианам участвовать в языческих увеселениях (об этом говорит 62-е правило Трулльского Собора).
Нам, православным христианам, следует помнить, что по церковному календарю наступающая неделя является последней из подготовительных к Великому Посту, она называется также Неделей о Страшном Суде. Думаю, что не нужно много говорить о том, насколько важным будет событие Страшного Суда для каждого из нас. Поэтому логично всем , кто считает себя православным христианином, отказаться от участия в сжигании чучела Масленицы и больше думать о подготовке своей души к Великому Посту, размышляя о своих грехах и о покаянии в них.
— Получается, что в сырную неделю (Масленицу) веселиться вообще не стоит?
— Нет, это не значит, что на сырной седмице вовсе нельзя веселиться, печь блины, ходить в гости. Просто нужно помнить о том, что в этом веселии мы должны быть умеренны и воздержанны, видя перед собой Христа и Его образ в каждом человеке, помня о том, что наша радость в понедельник, в первый день Великого Поста должна смениться серьёзной вдумчивой работой по исправлению себя, своего образа мыслей и всего строя нашей жизни. Именно это изменение себя и есть покаяние – то главное делание нашей жизни, к которому призывает Христова Церковь своих верных чад с первых дней своего существования на земле.
— А с чего бы вы советовали начать исправлять себя в предверии Великого поста?
— С христианизации самого себя. Давайте начнём искренне интересоваться той верой, которую многие из нас приняли поверхностно, крестившись «как все» или чтобы «стало лучше жить», давайте хотя бы иногда будем открывать Евангелие и вдумчиво читать его. Давайте начнём регулярно молиться дома и ходить в храм, и не просто чтобы поставить свечку, но чтобы от всей души обратиться к Богу со своими проблемами. Ведь Господь не сказал «Сын, дай мне твою свечку», но сказал: «Дай Мне, сын, твое сердце» (Притчи, глава 23, стих 26). Свечка, как жертва нашего сердца к Богу, хороша, но только когда есть участие сердца, а не дань традиции. Давайте хотя бы несколько раз в год применим в своей жизни благодатные правила поста, а потом пойдём и приступим к Исповеди и Причастию. Тогда душа наша оживёт, а с ней оживёт и наша семья, оживёт и наша Россия.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here