Прихожан ИннаНекоторые политические и экономические итоги года подвела в беседе с журналистом «ИНТЕРа» известный политолог, президент Института гражданского общества Инна Прихожан.
2014 год стал переломным, однако произошло лишь то, что должно было произойти, — говорит Инна Анатольевна. — Закономерные трудности, которые копились годами, прорвались одномоментно и наложились одна на другую, создав эффект так называемого идеального шторма.
Надо признать: тучные и ленивые годы, когда внутренние проблемы страны закрывались за счет нефтяных и газовых активов, миновали навсегда, они не вернутся. Думаю, нефть никогда уже не будет стоить 140 долларов за баррель. Но и нынешняя цена не соответствует реалиям. Скорее всего, баррель будет стоить порядка 80 долларов. Отметим, что себестоимость барреля в арабских странах составляет примерно 20 долларов, в России — порядка 35.
Сейчас наш регион оказался в еще более сложном положении, чем многие другие. Последние пять лет можно назвать периодом неразвития, и сегодня у нас нет той хотя бы небольшой экономической подушки безопасности, которая сформирована у других субъектов РФ. Губернатор Андрей Бочаров, возглавивший область в апреле этого года, принес с собой и надежды, и риски. Риски связаны с тем, что ему в любом случае приходится принимать резкие решения, а экономика этого не любит. И главные вызовы, с которыми предстоит региону бороться в наступающем году, — это закрытие промышленных предприятий, отток работоспособной части населения в другие регионы и большой внешний долг области, дефицит бюджета.
2013/2014 годы ознаменовались закрытием ряда предприятий Волгограда, рекордным с 90-х годов сокращением рабочих мест. До 250 человек снизилось количество работающих на алюминиевом заводе, 4300 человек сократят с «Химпрома», тяжелое положение на заводе буровой техники. Что нас ждет в реальном секторе?
Уверена: нижняя точка деиндустриализации в Волгоградской области пройдена. У нас просто нет другого выхода, теперь сама жизнь заставит нас восстанавливать промышленность на новой основе. Пример — волгоградский тракторный завод. Предприятие получило пробный оборонный заказ, успешно его выполнило, теперь последуют другие.
Зависимость от импорта на 80% — на самом деле это не так страшно, так живут практически все страны. Но Россия — слишком большая страна и к тому же одна из немногих самодостаточных. И если раньше финансовая и промышленная элита зарабатывала в первую очередь на продаже ресурсов и денежных спекуляциях, то теперь этого не будет. Никто больше не даст нашим финансистам на Западе кредиты под 3,5% годовых, которые затем в России продавали под 16%. Придется зарабатывать по-другому, вкладывая деньги в реальный сектор, в АПК.
Но как промышленные и сельхозпредприятия могут развиваться в условиях кредитования под 25-30% годовых?
Думаю, такие сегодняшние ставки — назовем их заградительными — дело временное. Цель их введения — сбить спекулятивную волну на рынке, прекратить финансовую панику. Если вопрос стоит о развитии страны, приходится идти на такие меры.
А как пережить это время обычным волгоградцам, селянам и горожанам? Насколько туго придется затянуть пояса?
Несомненно, что нам предстоит трудный год. Все потрясения и реформы в той или иной степени затрагивают население, так что очевидно: многим придется отказаться от прежнего уровня жизни, отложить поездки, покупки. Думаю, что такая ситуация продлится примерно до середины 2017 года. Самых социально незащищенных власть поддержит.
В этих условиях смягчить удар и выйти быстрей из кризиса может такая вещь, как качество управления. Власть сейчас просто не имеет права на ошибки. Возвращаясь к новому губернатору, скажу, что сейчас очень многое зависит от того, какие люди придут в его команду. Каким бы точным не было его ручное управление, ни один серьезный вопрос не решится, если в регионе не будет действенной, даже мобилизационной команды профессионалов. Образно говоря, регион должен получить энергичный пендель в направлении развития промышленного сектора и АПК.
И еще — с людьми надо научиться разговаривать на другом языке. Признаться, мне претит этот мажорный, местами хвастливый тон официальных отчетов о наших успехах. Не нужно сегодня этого, пора протрезветь. Наши победы впереди, но до них еще надо дойти.

Врезка
Губернатор Андрей Бочаров принес с собой и надежды, и риски. Риски связаны с тем, что ему в любом случае приходится принимать резкие решения, а экономика этого не любит.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here