туризм (1)Банкротство целого ряда туристических фирм, случившихся этим летом, затронуло и волгоградских туристов. В нашем регионе проживает около 300 человек, которые пострадали от деятельности туроператора «Лабиринт». Как сделать так, чтобы долгожданный отдых не обернулся неприятностями? Об этом «ИНТЕР» побеседовал с начальником отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Виталием Осадчим.

— Подобных ситуаций избежать на самом деле достаточно сложно, — разъясняет ситуацию Виталий Сергеевич. — Особенность туристского бизнеса такова, что туры зачастую покупаются заранее за несколько месяцев, иногда и за полгода. Кто, например, мог полгода назад предположить, что с рынка уйдет фирма «Нева»? Это был один из старейших туроператоров страны. Так что, покупая тот или иной тур, вы в любом случае идете на определенный риск.
Тем не менее, приобретая путевку, необходимо заглянуть на сайт Ростуризма в единый реестр туроператоров. Вся информация о вашем конкретном туроператоре в обязательном порядке должна содержаться в договоре на оказание услуги, вне зависимости от того, в каком агентстве вы его заключали. Обращаем внимание, что это также не является панацеей: компании, которые объявили о банкротстве в этом году, также входили в данный реестр. Но, если компания зарегистрирована в качестве туроператора на этом сайте, это означает, что они вносили средства на так называемую «турпомощь». И в случае банкротства именно за счет этих денег будет осуществляться вывоз туристов.
— Крупные банкротства уже сотрясали отечественный туристский рынок несколько лет назад, — продолжает Виталий Осадчий. — Тогда и появилась идея подобной ассоциации. Сейчас также ожидаются изменения в законодательстве, так как должный контроль в данной сфере до сих пор не удалось организовать. Например, предоставление туристского продукта с 2007 года не является лицензируемым видом деятельности. Возможно, теперь будет принято решение вернуться к выдаче лицензий. Кроме того, когда сейчас люди платят деньги за ту или иную поездку, далеко не всегда эти средства идут на оплату их путевок. Зачастую ими оплачивается отель, билеты уже возвращающихся туристов. Получается такой своеобразный круговорот. Я не исключаю следующей инициативы: при внесении средств гражданам будет выдаваться какой-либо документ — купон, «ваучер», подтверждающий, что их деньги пошли на оплату именно их билетов и именно их отеля.
Но это дело будущего, а пока региональный Роспотребнадзор рекомендует всем гражданам обращаться к ним за консультацией. Это могут сделать как те, кто только собирается в отпуск, так и те, для пострадал от банкротства туроператоров. Последним они дают разъяснения по сложившейся ситуации, работают с турагентствами, чтобы те не оставляли людей один на один с трудностями. Что же касается тех, кто только собирается в дальние страны, им чиновники надзорного ведомства (предлагаю заменить на «специалисты») готовы также разъяснить, на что необходимо обратить внимание при заключении договора, что свидетельствует о надежности той или иной компании, а что, наоборот, говорит не в ее пользу.
Кстати, гражданин имеет право дополнительно в частном порядке застраховаться от невыезда. Но здесь, по словам Виталия Сергеевича, надо внимательно смотреть, о каком именно невыездном случае будет идти речь. Например, это может быть только болезнь либо только невыдача визы, и, получается, что в случае банкротства туроператора, граждане опять же не получат никаких компенсаций.
— Если же говорить о самостоятельном отдыхе, который становится все более популярен, то здесь туристам надо отдавать себе отчет, что они будут еще меньше защищены в случае каких-то непредвиденных обстоятельств, — говорит Виталий Осадчий. — Если вы сами приобретете билеты, забронируете отель, то все это уже не будет являться туристким продуктом. Тут уже в случае возникновения претензий к той же авикомпании, или тому же отелю, вам придется самостоятельно отстаивать свои права. И если у себя на родине у гражданина будут неплохие шансы что-то доказать, то представьте, что ждет вас в незнакомой стране, с учетом незнания не то что, чужого законодательства, а как правило, и языка.
Директор ООО «Группа компаний «Волгоградское туристическое объединение» Игорь Дрегваль также с опаской относится к призывам ездить на отдых самостоятельно:
— Риск в этом случае ничуть не меньше, а возможно даже и больше. Когда вы едете отдыхать группой, вас обязательно ждет представитель туроператора в принимающей стране, он решает все возникающие проблемы. А когда вы отправляйтесь за границу сами, то оказывайтесь один на один с малейшей трудностью.
Если же говорить о выборе фирмы, у которой вы собираетесь приобретать тур, то здесь я советую ориентироваться на сайт Ростуризма. Там вы можете найти реестр туроператоров, прочитать про ассоциацию «Турпомощь», узнать функции последней.

Страховые выплаты положены всем клиентам компании «Лабиринт». Их размер будет зависеть от общего числа пострадавших. То есть, если общее количество несостоявшихся туристов окажется невелико, то страховка сможет покрыть весь объем затраченных средств. Если людей окажется много, то граждане получат одинаковые суммы денег, но данные компенсации будут меньше того объема средств, что они вносили за путевку.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here