«Продам почку. Дорого». Что толкает людей на торговлю собственными органами

правовое поле донорствоЗатрагивая тему трансплантации органов, мы осознаем, что задеваем болевую точку тысяч людей, нуждающихся в ней. Ведь для них она равноценна таким понятиям, как жить или не жить – третьего не дано. Но есть у трансплантации свой реверс, обратная сторона, не менее трагичная, когда потенциальные доноры готовы расстаться со своим органом, подвергая себя опасности, чтобы заработать на этом. Что толкает людей на такой шаг, чем это в итоге заканчивается, и как на это смотрит закон – попытался выяснить «ИНТЕР».

Безденежье…
Когда начинаешь вникать в тему донорства, шокирует именно количество желающих продать свои органы через интернет. Их тысячи. Это не утрирование – только на одном импровизированном форуме, где стоял счетчик сообщений, их более пятисот. А такими «форумами» завален весь интернет, стоит набрать в поисковике словосочетание «продам почку». Мы решили тоже написать объявления под разными «никами» о продаже и покупке почки.
Причин, толкающих людей на такой крайний шаг, много. Кому-то нужны деньги на открытие бизнеса, кому-то на переезд из неблагополучной местности, на погашение кредитов, покупку машины, на образование… Другая категория – люди, у которых ситуация куда более серьезная: срочно нужны деньги на операцию родному человеку, ребенку или даже самому себе. Допустим, необходима дорогостоящая операция на глазах, и для спасения собственного зрения донор готов пожертвовать одной из своих почек.
Так, Руслан из Санкт-Петербурга сказал, что устал от беспросветной бедной жизни – нет ни родителей, ни родственников, даже рубля занять не у кого. Жилье – только съемное. На вырученные деньги планирует купить квартиру. Свое положение оценивает как крайне безвыходное, иных вариантов выбраться из тупика уже не рассматривает. Двадцатисемилетний Михаил из Казахстана тоже сослался на крайнюю финансовую необходимость, хотя, в отличие от предыдущего товарища, родители у него есть, и родственников немало, о чем свидетельствуют многочисленные фото с семейных застолий, выложенные в сеть. И девушка Мария из Ижевска нуждается в деньгах. У нее есть муж, мама, племянники и работа. Решению продать почку предшествовала попытка продать дом, однако дом никто покупать не захотел – теперь настала очередь выставлять на продажу почку. Еще один молодой человек Сергей также лаконично аргументировал свое решение финансовыми трудностями. У Сергея есть маленькая дочь, старенькое отечественное авто и обшарпанное съемное жилище.
Дальше была неожиданно печальная история из Прибалтики. Неожиданная, потому что прибалтийские страны ассоциируются у нас с качеством жизни населения на порядок выше, чем в России и других странах бывшего СССР. Писала подруга женщины, которая взяла множество кредитов на открытие собственного дела. Бизнес не удался и оставил ее с долгами. А тут еще нужно платить за взятые кредиты. И самое страшное – тяжело больной ребенок, которому требуется дорогостоящая операция. Решением суда в пользу банков их выселили из квартиры на улицу. Ради ребенка женщина планирует продать почку, чтобы оплатить операцию. На резонный вопрос: «А не страшно: вдруг что-то случится во время операции, и больной ребенок останется вообще один, сиротой без матери? Кто тогда ему поможет?» – женщина не ответила, написала только, что никто не сможет их понять, пока сам не окажется в такой ситуации.

Лег на операцию, очнулся, разбогател?
Возможность быстро решить свою денежную проблему путем донорства активно поддерживается на просторах того же интернета. Здесь без труда можно найти ворохи статей, и цель у них одна – убедить потенциальных доноров легко расстаться со своими органами. Как правило, вещание ведется от лица «авторитетного врача» зарубежной клиники. Он убеждает, что не надо бояться жертвовать своими органами, так как в 21-м веке медицина и лекарства достигли таких высот, что причин для беспокойства нет, а некоторые органы в организме человека просто дублируют функции друг друга, человек же, по их мнению, запросто может жить до глубокой старости и с одной почкой. Далее идут рассуждения про мировой финансовый кризис, преодолеть который предлагается элементарно – отдав один из органов-«дублеров». Мол, лег на операционный стол, очнулся и разбогател – нет ничего проще и выгоднее.
Затем начинают взывать к совести колеблющихся, пытаясь внушить им чувство вины – как можно быть эгоистом и не продать свою почку умирающим детям? В довершении послания приводятся истории уже продавших – теперь они живут счастливо и богато. К статье прикладывается электронный адрес почты, куда можно написать.
Пишем на несколько таких адресов, ответы приходят быстро. Из коряво переведенных через автоматический переводчик на русский язык посланий выясняются следующие подробности. Одна из клиник находится в Нигерии, донором может стать любой здоровый человек от 18 до 60 лет, нужно выслать копию своего паспорта, написать свою группу крови, открыть банковский счет на свое имя. Фамилию донора заносят в банк данных. Далее нужно ждать предложений. Все расходы по перелету и размещению клиника, по их заверению, берет на себя.
Вторая клиника – индийская. Туда необходимо отправить копию паспорта, свои банковские реквизиты. Донор не должен быть моложе 18-ти лет. Сразу пишут про оплату: 95 тысяч долларов США по прибытии и еще 35 тысяч после операции. Медицинские анализы и размещение полностью оплачиваются клиникой.
Третий ответ – также из Индии. Оплата здесь еще выше – 200 тысяч долларов США за почку. Предложили заполнить обширную анкету, где помимо стандартных медицинских вопросов и реквизитов требуется указать свой ежемесячный доход, семейное положение, причину продажи, адрес проживания и даже выслать свое фото.
С клиниками все ясно. Пишем другим посредникам на почту с российским доменом. Читаем первый ответ. «Прилет и проживание в Стамбуле оплачиваете Вы. Наш человек в Стамбуле оплатит Вам HLA и визу на месте. Если HLA нормальный, то идете покупать билет в Новую Зеландию. За свой счет. Наш человек в этом светиться не будет. Операция будет проходить целиком законно в «Auckland City Hospital». Свою жизнь страхуете заранее на родине, в Новой Зеландии мы никого не страхуем. Сумма, на которую можете рассчитывать – 50-60 тысяч евро, больше Вам нигде не дадут. Если предлагают больше – они аферисты. Оплата на карточку. Требование к донору – не младше 22-х лет, наличие загранпаспорта, минимальный английский».

Дорога в могилу?
С пересадкой органов не все так просто. Успеть пересадить почку реципиенту от донора нужно в течение 24-х часов. При этом у них должна совпадать не только группа крови, но и система лейкоцитарных антигенов человека – так называемый фактор иммунной защиты (HLA). Иначе после пересадки произойдет отторжение нового органа. Поэтому в идеале извлечение и пересадка должны проводиться в одной клинике.
А какие условия предлагаются в клиниках через интернет? Не надо забывать, что во всех странах купля-продажа органов запрещена. Существуют разнообразные схемы обхода законов. Там, где законодательство допускает пересадку органов от любого добровольного донора реципиенту, донор подписывает безвозмездное согласие, хотя, по факту получает за свой «дар» энную сумму денег. В других странах, где жертвовать свои органы может только родственник родственнику, между донором и реципиентом заключается фиктивный брак. Полуофициально проводят такие операции в Азербайджане, Индии, Эквадоре, Новой Зеландии. Еще хуже обстоят дела в странах восточной Европы, Латинской Америке – там всё происходит в подпольных частных клиниках, бригада врачей формируется из сомнительных медиков, и качество проведения трансплантации оставляет желать лучшего. Людей вывозят туда по поддельным документам, иногда даже против их воли. По сути, сотрудничество с подобным клиникам – это дорога в могилу.
На контакт потенциальные доноры идут тяжело, оно и понятно – решение продать часть себя сугубо личное. И все же, хотелось более конкретных историй. Например, пообщаться с человеком, который свою почку уже продал. Как проходила операция, жалеет ли он о последствиях, решил ли свои финансовые проблемы, не обманули ли его с оплатой, в какой стране делал операцию, какие документы оформлял? Эти и другие вопросы мы стали рассылать людям, написавшим свои объявления о продаже 2-3 года назад.
Девушка из Винницы рассказала, что отказалась от своей идеи после того, как прочла в интернете о молодом человеке из Львова: он продал почку, чтобы на вырученные деньги сыграть шикарную свадьбу. Но через месяц после свадьбы умер из-за осложнений. То, что у него не хватает одной почки, обнаружилось лишь при вскрытии. Родным он соврал, что уезжал на заработки. Из этого можно сделать вывод, что «пугалки» об опасности подобных операций имеют под сбой вполне реальные основания. Остальные истории этой категории собеседников порадовали гораздо больше – все отказались от своей опасной затеи, все нашли другие варианты преодоления трудностей, чему очень рады. И самое главное – настоятельно стали отговаривать нас от мыслей продавать себя по частям. Пытались образумить, предлагали психологическую поддержку. Почти все написали, что для начала нужно просто посмотреть на свою проблему под другим углом, упорно искать дополнительную работу, взять лишний кредит, искать поддержку у родни, и мысли о продаже уйдут сами собой.
Например, двадцатипятилетний Андрей из Минска планировал продать почку из-за того, что не мог устроиться на работу из-за нескольких судимостей. Опустились руки, родственники отвернулись. Однако работу он все равно нашел и жизнь свою наладил. С родней отношения удалось постепенно восстановить. «Если хочешь изменить жизнь – бери и меняй! Дерзай, борись, ищи пути», – Андрей не верит, что бывают безвыходные ситуации, ради которых можно пойти на такой безрассудный шаг как торговля собственными органами и настоятельно отговаривает от этого поступка всех остальных.
Александр из Тюмени решил продать свою почку в 20 лет. Нужны были деньги на жизнь. Через некоторое время трезво пересмотрел свое решение и теперь настоятельно рекомендует всем отказаться от подобных «дурных мыслей». Нашел работу, сейчас получает высшее образование.

Золотая жила для аферистов
Среди реальных продавцов почек маскируются аферисты. Их можно вычислить по выставленным условиям: частичная или стопроцентная предоплата, оформление анализов и документов за счет покупателя (подразумевается перечисление денег на счет лже-донора, после которого он благополучно пропадает) и т.п.
Сорокачетырехлетний Владимир, работающий в Подмосковье, рассказал, что с момента подачи объявления уже успел стать жертвой мошенников. После публикации в интернете сообщения о продаже почки, части печени и костного мозга на него вышли некие посредники и поставили условие – для начала нужно сделать платные анализы, документы, визу, забронировать авиабилеты. Владимир взял кредит (около 40 тысяч в банке), перевел на счет «посредников», после чего они перестали выходить на связь.
В сети действительно много сообщений о мошенниках. В полицию с заявлениями на них никто не обращается по понятным причинам и потому это – золотая жила для аферистов!

Закон гласит
Человека, действительно продавшего свою почку, в итоге найти так и не удалось. А на сайтах, где мы подавали объявления, заблокировали вначале наш аккаунт, а потом и вовсе IP-адрес. И хочется надеяться, что те люди, которые предпочли не отвечать на наши письма, молчат совсем не из-за того, что умерли в какой-нибудь Черногории или Новой Зеландии от осложнений.
География донорских объявлений обширна, но все-таки с большим отрывом превалируют здесь Украина, Беларусь, Алтай, Урал и Дальний Восток, Казахстан, Узбекистан и Молдова. Отрадно, что Волгоградская область в этот топ-лист не входит.
В России донором может стать только генетический родственник реципиента и только на безвозмездной основе. На страже трансплантации стоит 120 статья УК РФ и закон РФ от 22.12.1992 N 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Это значит, что врачи, перед тем, как осуществить трансплантацию, должны получить документальное согласие донора и нотариально заверенные копии документов, подтверждающие генетическое родство. Но не только на своих близких родственников могут надеяться тяжелобольные – в России действует презумпция согласия на изъятие органов у трупа для трансплантации состоящим в листе ожидания пациентам в российских больницах на основании все того же 4180-1 закона.
Изъятие органов у трупа может производиться, если на момент фиксации смерти никто из родственников умершего или его законных представителей не будет возражать против этого. Или же, если учреждение здравоохранения на момент смерти пациента было уведомлено, что умерший при жизни не выражал несогласие становиться донором.
Конкретно в Волгоградской области пересадкой донорской почки занимаются в Уронефрологическом центре, располагающемся в Волжском, где сегодня ожидают трансплантации около 40 человек.
Заместитель главного врача центра Аркадий Сапожников пояснил, что однозначно все, что связано с покупкой или продажей органов через интернет, противозаконно, и это преследуется уголовным законодательством. Многие пытаются продать свою почку напрямую клинике, но это также противоречит закону и им категорически отказывается. В России ограничен возраст живых доноров, им может стать человек, достигший 18 лет и старше. Это означает, что если ребенок нуждается в донорской почке, то в России у него нет надежды дождаться трансплантации, и его направляют в Италию. Дело в том, что согласно тому же закону в нашей стране запрещается изымать органы даже у умерших детей.
По мнению доктора Сапожникова, сегодня не без участия масс-медиа среди населения создано ошибочное мнение, что в клиниках, творится беззаконие, например, ходят слухи — врачи-нелюди вырезают у беззащитных пациентов чуть ли не все органы и вшивают богатым и состоятельным клиентам. «За все клиники в мире ручаться не могу, но в российских учреждениях, которые имеют лицензию на трансплантацию органов, никто не посмеет к этому даже мысленно приблизиться».
В России даже агитация является противозаконной деятельностью. Как пояснил газете «ИНТЕР» старший помощник прокурора области по правовому обеспечению и взаимодействию с общественностью Олег Пикуров, помимо статьи 120-й Уголовного кодекса РФ (принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации), существует статья 127.1, предусматривающая ответственность за совершение сделок в отношении человека. От него же мы узнали, что предварительное расследование по уголовным делам данной категории в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (п.п. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ) и, соответственно, процессуальные проверки по сообщениям о преступлении, относятся к компетенции Следственного комитета РФ. А вот осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 «О полиции» является обязанностью полиции».
Но в Управлении УВД по Волгоградской области нам ответили, что «государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», то есть Роскомнадзор. Также сообщалось, что согласно сведениям информационного центра ГУ МВД России по Волгоградской области в 2009-2013 годы и за 2 месяца 2014 года, преступлений по указанным статьям УК РФ на территории Волгоградской области не зарегистрировано.
«ИНТЕР» для очистки совести связался и с «Роскомнадзором по Волгоградской области и республики Калмыкия». Там нас тоже ничем не смогли утешить. Со слов начальника отдела надзора в сфере массовых коммуникаций Сергея Шаломеенко, мы поняли, что Роскомнадзор может влиять только на те сайты, которые включены в перечень сайтов, запрещенных к распространению на территории Российской Федерации. Интересующий нас сайт в данный перечень не входит. И изменить ситуацию могут только законотворческие органы, если сочтут это необходимым.
Странно, что это уже не сделано. Разве вредоносность, а порой, и смертоносность подобных сайтов нуждается в дополнительных аргументах?

Врезки

95 тысяч долларов США по прибытии и еще 35 тысяч после операции предложили нашему корреспонденту за почку в индийской клинике

50-60 тысяч евро будет стоить ваша почка в Новой Зеландии

24 часа есть у медиков, чтобы пересадить почку реципиенту от донора. При этом у них должна совпадать не только группа крови, но и система лейкоцитарных антигенов человека – так называемый фактор иммунной защиты (HLA).

WordPress: 77.69MB | MySQL:89 | 0,842sec