dpuzxhvlm57k3bj8_579x324Уважаемая редакция!

К вам обращается ваш постоянный читатель Александр Френдель. В январе 2003 г. я зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя. В феврале 2003 г. поставлен на учет в ИФНС, в 2004 г. прошел перерегистрацию и в декабре 2004 г. в ЕГРИП занесена запись о регистрации меня в качестве ИП. Но в связи с невозможностью заниматься бизнесом, я вынужден был, по совету сотрудников ИФНС, написать заявление о приостановлении деятельности на 12 месяцев. При этом, как заявили в ИФНС, я не должен сдавать отчеты и декларации. А если в течении этого срока я не возобновлю деятельность, меня лишат статуса автоматически.

Заявление я отправил его почтой, о чем имеются неопровержимые доказательства – почтовые документы.

Восстановить деятельность в течении года я не смог по семейным обстоятельствам: у меня умер отец, у жены – мама. Когда в 2006 г. я обратился в ИФНС, мне сказали, что я уже опоздал с возобновлением деятельности и меня принудительно лишили статуса ИП (согласно имеющимся в ИФНС, в УПФР и у меня выписок из ЕГРИП – в январе 2006 г., о чем в марте 2006 г. в ЕГРИП была внесена соответствующая запись о Госрегистрации прекращения моей деятельности). Я теперь свободный человек.

В июне 2006 г. я поменял в УВД Дзержинского района г. Волгограда паспорт, а в сентябре 2006 г. и место жительства – из Дзержинского района я переехал в Краснооктябрьский район города. Встал на учет в налоговом органе и семь лет жил спокойно. Однако, как оказалось, это – семилетнее затишье перед бурей.

В ноябре 2012 г. я получаю смс-сообщение из Сбербанка о том, что мои денежные средства арестованы и сняты приставом ОССП Дзержинского района. Я, естественно, обратился в ОССП. Но, как выяснилось, пристав, который будто бы (согласно требования) снимал у меня деньги, уже месяца три как не работает в ОССП. А арестовывал и снимал деньги другой пристав, фамилия которого нигде не фигурирует. Предупредить меня о том, что возбуждено исполнительное производство, предоставить мне возможность добровольно решить проблему, если она действительно имеется, а также предоставить и сами документы, согласно которых им наложен арест и сняты деньги со счета – пристав, разумеется, забыл! Я до сих пор (а уже 2014 г.) не знаю, на каком основании арестованы и сняты мои деньги. Далее я обратился в Дзержинский райсуд. Молодая судья, не вдавалаясь в подробности дела и не слушая меня, заявила, что я тупой, а предоставленный мною в суд паспорт, выданный УВД Дзержинского района г. Волгограда в 2006 г. является поддельным.

Позже к делу подключилось отделение Пенсионного фонда РФ Дзержинского района, на основании чьих постановлений меня «грабил» ОССП Дзержинского района. Опираясь на выписки ИФНС из ЕГРИП, где сказано, что я прекратил деятельность в 2006 г., УПФР подает в суд исковое заявление об ограничении мне права выезда из РФ, в связи с невыполнением требований по оплате недоимок по страховым пенсионным взносам за 2011 и 2012 гг. При этом, в иске представитель УПФР ссылается на то, что я прекратил деятельность в 2006 г., но тем не менее обязан платить взносы за 2011 и 2012 гг. (то есть, за период когда я предпринимателем уже не являлся) в соответствии с законом о фиксированных платежах от 24.07.2009 г.

Кстати, Краснооктябрьский райсуд вынес решение об ограничении мне права выезда, опираясь на закон принятый в 2009 году, то есть, через 3 года после того, как я прекратил предпринимательскую деятельность. В ноябре 2013 г. апелляционной инстанцией облсуда решение Краснооктябрьского райсуда было признано незаконным и отменено. Принято новое решение об отказе УПФР в иске полностью: в связи с тем, что в соответствии с законодательством РФ, сотрудники УПФР забыли меня ознакомить со своими требованиями и постановлениями по недоимкам, равно как и ОССП. Однако УПФР, ОПФР по Волгоградской области и ОССП Дзержинского района саботируют это определение.

Учитывая вышеизложенное, в декабре 2012 г. я вынужден был обратиться в ИФНС Дзержинского района за разъяснениями. Здесь мне выдали выписку из ЕГРИП с совершенно незнакомой информацией. Запись о снятии с учета в ИФНС в 2006 г. в связи с прекращением деятельности из ЕГРИП была удалена (законом такие действия запрещены), а запись о Госрегистрации прекращения деятельности вдруг стала ошибочной. И ее в срочном порядке, без соблюдения законных процедур откорректировали, несмотря на то, что № 129-ФЗ закон РФ никаких корректировок записи о прекращении деятельности не предусматривает, поскольку после внесения в ЕГРИП записи о прекращении деятельности, Госрегистрация ИП автоматически утрачивает силу и государственный номер аннулируется.

В течении восьми месяцев я пытался выяснить, кто и на каком основании и что корректировал в ЕГРИП. На мою жалобу, УФНС по Волгоградской области заявило мне, что в марте 2006 г. в ЕГРИП была внесена запись о постановке меня на учет вместо существующей в ЕГРИП записи от февраля 2003 г. (зачем и для чего? – оснований для этого не было). Об указанных в решении УФНС действиях ИФНС мне ничего не было известно, тем более что представитель ИФНС в арбитражном суде, куда мне также пришлось подать исковое заявление, официально заявил, что запись о постановке на учет в марте 2006 г., на которую ссылается в своем решении УФНС, не соответствует действительности, поэтому ее корректировали сотрудники ИФНС в декабре 2012 г. На редкость слаженная работа всех структур налогового ведомства, не правда ли?

За восемь месяцев в ИФНС пять раз сменилось руководство. В конце августа 2013 г. один из начальников, вернее сказать начальниц, ИФНС заявила мне в официальном письме, что в марте 2006 г. в ЕГРИП регистрирующим органом ИФНС была внесена запись о Госрегистрации прекращения моей предпринимательской деятельности, в декабре 2012 г. запись в ЕГРИП от марта 2006 г. о прекращении моей деятельности признана ошибкой, так как я не писал заявления о прекращении деятельности, и в ЕГРИП внесена корректировка. Как я уже писал выше, в соответствии с № 129-ФЗ «после внесения в ЕГРИП записи о прекращении деятельности ИП, Госрегистрация физлица в качестве ИП автоматически утрачивает силу и ОГРНИП аннулируется». Восстановить утратившую силу Госрегистрацию не имеет права никто, если только не было новой Госрегистрации физлица в качестве ИП. Но ее не было!

Но в ИФНС Дзержинского района, похоже, придерживаются другого мнения. Им неважно, что физлицо – налогоплательщик – уже семь лет живет в другом районе города и состоит на учете в другом налоговом органе. Неважно, что прекратил деятельность. Неважно, что семь лет не сдает отчетность и декларации. Неважно, что ИФНС все семь лет знать его не знала и ведать не ведала, как, собственно, и УПФР Дзержинского района. Что обе структуры не имели все семь лет к нему никаких претензий. Кстати, ИФНС и сейчас, как заявляют в ИФНС не имеет ко мне никаких претензий. Но, почему бы не признать запись семилетней давности ошибкой и не заставить бывшего ИП оплачивать фиксированные платежи, раз за это время вышел новый закон? На том, видимо, и порешили.

Через семь лет после лишения статуса, меня восстановили в статусе – удалили из реестра запись о принятии в ИФНС решения о принудительном прекращении моей предпринимательской деятельности и снятии в связи с этим с учета, и запись о прекращении деятельности внесенная в ЕГРИП регистрирующим органом стала единственной и теперь ее легко можно признать ошибкой. В УК РФ, между прочим, такие действия расцениваются в соответствии со статьями 285.3 и 292 – подделка государственных документов. За восемь месяцев 2013 г. я со своей проблемой обращался: в Дзержинский райсуд – дважды, в арбитражный суд – трижды, к уполномоченному по правам ИП, к уполномоченному по правам человека, в прокуратуру Дзержинского района, областную налоговую инспекцию, областной Пенсионный фонд, минэкономики и внешнеэкономических связей, куда меня трижды перенаправляли помощники губернатора области после обращения за помощью к губернатору. Однако, никто не стал разбираться, не стал даже меня слушать.

ИФНС и УПФР Дзержинского района с завидным упорством вот уже целый год пытаются утверждать, что по моей вине в ЕГРИП в 2006 году не были внесены сведения о новом паспорте и новом месте жительства и поэтому мои документы ИП долгое время оставались в ИФНС Дзержинского района. Любое утверждение на словах, как принято, должно подтверждаться соответствующими документами и доказательствами. Однако, никаких документов и доказательств в подтверждение данной версии никто из сотрудников обоих ведомств не предоставляет. Согласно законодательства (ст. 25 № 129-ФЗ), ИФНС в таких случаях должно выписывать нормативные предписания, наказывать ИП за не предоставление во время сведений для внесения в ЕГРИП и требовать исполнения законодательных актов. Но не было никаких предписаний и наказаний. Да и зачем, лишенному статуса ИП подавать какие-то сведения в налоговый орган?

Однако, если все же учитывать, что, как говорят сотрудники ИФНС и УПФР, у меня даже после внесения в ЕГРИП записи о прекращении деятельности, оставался статус действующий, то с 01.07.2011 г. в закон внесены изменения и ИП уже не обязаны подавать сведения в ИФНС. Это обязанность УФМС – миграционной службы. УФМС Дзержинского района, как указано в справке выданной мне руководством, в соответствии со ст.85 НК РФ подавало сведения обо мне в ИФНС ещё в 2006 году. Следовательно, имея сведения с 2006 г., ИФНС обязана была внести эти сведения в ЕГРИП в июле 2011 г. Да, видимо, не нужно это было сотрудникам ИФНС, поэтому они это сделали лишь в августе 2013 г., то есть с двухлетним опозданием, непонятно на основании чего. И сегодня это опоздание, а равно как и ошибочное внесение в ЕГРИП записи о прекращении моей деятельности и ее нахождение там последние семь лет, вылилось мне уже в 80 тыс. руб. недоимок по страховым взносам, которые с меня абсолютно незаконно требует УПФР Дзержинского района г. Волгограда, при том, что я являюсь вот уже семь лет жителем Краснооктябрьского района г. Волгограда и совершенно не имею никакого отношения ни к ИФНС, ни к УПФР Дзержинского района города.

Учитывая ошибку ИФНС по невнесению в ЕГРИП сведений (это грубейшее нарушение закона), в ЕГРИП с июля 2011 г. имелась не соответствующая действительности информация обо мне, в связи с чем УПФР ошибочно и незаконно, не проверяя сведений, как выяснилось сегодня, выписало требования и постановления о недоимках, и как говорят в УПФР, отправляли они эти бумаги по адресу в Дзержинском районе, где я уже семь лет не проживаю, ссылаясь на выписку из ЕГРИП с информацией несоответствующей действительности. При этом, хочется отметить, что извещения о поступающих в УПФР взносах из организаций, где я работал и работаю с 2006 г., приходили и приходят на мой фактический адрес в Краснооктябрьском районе, и только требования и постановления о недоимках почему-то отсылались на несуществующий адрес. Но и это еще не все. Как известно, согласно законодательству РФ, постановка ИП на учет в Пенсионном фонде каждого района происходит по территориальной принадлежности, то есть, после постановки ИП на учет непосредственно в налоговый орган по месту фактического проживания. Как я уже писал выше ИФНС Дзержинского района сняла меня с учета в августе 2013 г. и поставила на учет в УПФР Краснооктябрьского района г. Волгограда. Не в МИФНС № 9 Краснооктябрьского района, как это положено по законодательству (МИФНС № 9 сама должна поставить меня на учёт в УПФР своего района), а именно в Пенсионный фонд района, в котором я проживаю. В декабре 2013 г. от замначальника ИФНС, я получил уже новую, третью версию корректируемой в ЕГРИП записи – теперь сотрудники ИФНС в декабре 2012 г. корректируют внесенную в ЕГРИП в марте 2006 года запись о снятии меня с учета в январе 2006 г., незаконно удаленную еще в 2011 г. и, следовательно, отсутствующую в ЕГРИП. Интересно, что все три записи вносились в ЕГРИП под одной датой и под одним Государственным номером – ГРНИП! Вопрос с корректировкой записи не решен до сих пор, то есть, до сих пор нет официального подтверждения моего статуса. Но это совершенно не волнует сотрудников ИФНС и они дают УПФР информацию о том, что я имею действующий статус с января 2006 г. и по настоящее время. При этом и УПФР ничего не волнует – они готовы взыскивать с меня страховые взносы за весь период времени, когда я не являлся предпринимателем. И даже сегодня, после того, как я уже не являюсь предпринимателем: 20 января 2014 г. я повторно прекратил деятельность, правда уже написав заявление о прекращении деятельности, после предоставленной в законном порядке возможности.

Комментарий заслуженного юриста РФ Владимира Кудрявцева:

– Ситуация выглядит как серия некомпетентных действий и ошибок ИП и ИФНС.

Во-первых, предпринимателю следовало получить совет ИФНС о временном приостановлении деятельности ИП в письменной форме. Устные консультации и советы не принимаются во внимание при обращениях и в суде. Сейчас же трудно установить первоисточник, начало запутанных и во многом противоправных деяний. По Налоговому кодексу РФ (НК) разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах дает Минфин РФ и только в письменной форме. В нашем случае совет ИФНС звучит невнятно: в законах нет юридического понятия «приостановление деятельности предпринимателя», применив его, стороны спора ввели друг друга в заблуждение и породили серию ошибок.

В ст.80 НК подобная ситуация урегулирована, но речь идет не о приостановлении, а об отсутствии движения средств и объектов налогообложения, что можно частично урегулировать изменением системы отчетности ИП и переходом на Упрощенную систему налогообложения или на Единый налог на вмененный доход. Но при этом речь не идет о «заморозке» или закрытии бизнеса.

Во-вторых, федеральный закон №129-ФЗ не содержит положений, регламентирующих порядок временного прекращения действия свидетельства о госрегистрации предпринимательской деятельности. Прекращение статуса предпринимателя может быть добровольным (но заявление, подаваемое добровольно по форме №Р26001 о госрегистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП, а также уплата при этом пошлины в письме не упоминается), и принудительным, которое производится судом (но в письме не упомянуто обращение в суд ИФНС и законные основания этого).

В-третьих, арест и снятие денежных средств в 2012 году в банке в описании автора выглядит как детектив. Арест на денежные средства на счетах может быть наложен только судом (об этом не упомянуто в письме, не указан инициатор и правовые основания для таких действий). Списание средств в интересах УССП в описании автора выглядит как беззаконие, тем более, что не удалось установить пристава-исполнителя.

В-четвертых, приводимые в письме обоснования налоговиков о снятиях и постановках на учет, перерегистрациях в качестве ИП наводят на мысль, что в какой-то момент ИФНС поняла свои просчеты и далее своими неуклюжими и незаконными действиями пытается завуалировать свои ошибки.

Что делать?

Все противоречащие закону действия органов и должностных лиц следует, по моему мнению, сгруппировать по видам нарушений и обжаловать: в суде – решения судов; в прокуратуру – действия и бездействие должностных лиц или неисполнение законов; в ФНС – некомпетентные решения и ответы на обращения в ИФНС. Отдельно надо заняться претензиями ПФР, так как правовых оснований для начисления пени нет, но, видимо, есть документы из УФНС, по которым такие начисления возникли. Конечно, придется учесть истекшие сроки давности. Но остановить процесс беззакония еще можно. Вопрос запутан, задействован большой объем законодательства, возможно, следует прибегнуть к помощи адвоката.

А граждане и предприниматели должны четко понимать, что всякое общение с чиновничеством надо производить исключительно в письменной форме и добиваться письменного ответа, да и делая свое предпринимательское дело знать его правовые основания и «подводные камни». А если случается в суде услышать «тупой» и «подделка» и что-то подобное — немедленно требовать внести это в протокол и безотлагательно обжаловать.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here